Непокоренная нами Круглица

Тури-тура туристам
не профессионалам посвящается

гора Круглица на картеНу вот тянет иногда попутешествовать, прям спасу нет. И как это часто бывает с домоседами, сам же перед собой создаешь кучу преград, чтобы никуда не поехать: то денег нет, то якобы времени, то не с кем... А тут прям как под заказ, набиралась разношерстная группа для похода на Таганай, а точнее на самую высокую ее гору - Круглица, что под городом Златоуст. Да и осень в тот год на Южном Урале выдалась аномально теплой, вроде конец сентября а солнышко жарит вовсю. Посовещавшись и подзадоривая друг друга решаем, что точно идем в ближайшие выходные, а точнее с пятницы по воскресенье. Итак, действующие лица и исполнители. Ангелина и Сергей - пара офисных планктонов, лет так за 30-ть. Карина, та самая баба, которая ягодка опять. Рустам - студент, за молодостью лет называемый между собой просто Рустик.

Как оказалось наиболее подготовленным к походной жизни оказался именно Рустик. Он даже ходил в какую-то полу-военизированную секцию, адепты которой любили бегать по лесам. Так что обладая знаниями и опытом походной жизни ему пришлось стать вожаком нашей "стаи". Естественно не имея у себя на руках никакой походной амуниции, нам пришлось оставив в залог паспорта, взять на прокат и туристические рюкзаки и палатки со спальными мешками и котелок и еще какую-то мелочь.

К подготовке мы отнеслись со всей серьезностью. Было просчитано и время отбытия и нахождения в пути и скорость передвижения пешком. Были намечены стоянки, а провиант был закуплен в таком количестве, чтобы не тащить с собой ничего лишнего. Весь вес поделился на четверых, с учетом возраста, физических данных и пола каждого туриста. Сборы длились до глубокой ночи. Вначале в рюкзаки засовывался полиэтиленовый мешок на 120 литров (на случай дождя), а уже затем укладывались все остальные вещи. Постепенно общий список был полностью исчеркан, это должно было означать, что весь багаж уложен в рюкзаки. Мы примерили их на себя и-и-и... отправились спать, т.к. подниматься нужно было уже через несколько часов.

День первый

Утренний подъем был скор - небольшой завтрак и мы высыпали на улицу. Осеннее утро встретило нас хмуро, в буквальном смысле этого слова, было прохладно и накрапывал очень редкий дождик. Быстро добрались до железнодорожного вокзала. И тут нас ждал большой ОБЛОМ, который повлиял на все наше дальнейшее путешествие. Где-то в горах шел ремонт путей и наша электричка откладывалась на несколько часов. Посчитав, что так мы будем выбиты из графика катастрофически, решили добираться до Златоуста автобусом, благо автовокзал находился здесь-же. Сказано-сделано, поехали на автобусе. По пути мы доспали-переспали, в общем в Златоуст добрались выспавшимися и бодрыми, вот только отставание от намеченного нами графика составляло уже пару часов.
Горный городишко встретил нас приветливой солнечной погодой. Добравшись на маршрутке до конечной остановки, закупаем в последней цитадели цивилизации, магазине, самое дорогое для человека - воду.

Вход в национальный парк Таганай, ничем не примечателен, вроде были какие-то большие деревянные ворота, а дальше обыкновенная проселочная дорога петляющая между деревьями и ведущая вдаль. Насекомые еще не впали в спячку и поэтому ползали и летали куда не кинешь взгляд, а лес поражал буйством красок. Через пару километров встретили двух егерей или как, там называют служителей леса. Поздоровались, оплатили небольшую мзду за шастанье в парке, а напутствовали они нас фразой: "Ребята, только не портите реликтовый лес". Это такой древний кусочек леса, до которого еще не совсем дотянулась вандальская рука и нога человека. Отвечаем, что мы природу тоже любим и на нас можно положиться. Продолжаем движение дальше, ориентируясь по полосам, которыми помечены некоторые стволы деревьев, обозначая таким образом маршрут передвижения. Наш путь пересек небольшой горно-водный ручей, через которые перекинут мосток. По количеству костровищ и оставленного определенной атрибутики мусора видно, что это популярное место отдыха местной молодежи.

А дальше начался подъем вверх - в горы, куда некоторых не притянешь и за уши. Собственно наше покорение Круглицы могло закончится уже здесь, т.к. Геля неожиданно падает, она неудачно наступила на камень и подвернула ступню. Мы обступаем ее, пытаемся помочь, она лишь морщится. Слава богу, травма оказывается всего лишь небольшим растяжением. Мы продолжаем движение с слегка прихрамывающей Ангелиной.

каменная речкаА тут начинаются очередные красоты в виде череды "каменных речек". Откуда-то сверху спускается белая нить, которая вблизи оказывается кучей разнокалиберных валунов и камней. Красиво неописуемо, но перепрыгивать такое чудо-природы с полными рюкзаками не безопасно.
Уже пройдя достаточное количество километров натыкаемся на чей-то лагерь. Время словно повернулось вспять - на поляне стояло несколько больших брезентовых военных палаток времен аля 80-е. Так и не поняв кто-же здесь квартирует проследовали дальше. Чтобы как-то разнообразить себя я то забегаю вперед изображая первопроходца, то плетусь последним, подбадривая нашу "черепаху" Карину. Пройдя уже значительное расстояние видим небольшую полянку с журчащем под камнями ручьем и палаткой на ней. Дальнейший путь начал идти все круче вверх и вверх, накопившаяся усталость стала сказываться. Да и уже начинало смеркаться, а в лесу это дело вообще происходит быстро и незаметно.

По расчетам, мы должны были заночевать на плато под горой "Откликной Гребень", чтобы с утра налегке подняться на Круглицу. Но из-за подведшей нас электрички план пришлось поменять на ходу. Этим маршрутом когда-то давно ходила Ангелина, но естественно она не могла помнить сколько еще идти до плато, а спросить было некого. Поэтому мы решаем вернуться и заночевать на ту полянку с водой и чьей-то палаткой. Спускаемся и уже в сумерках, разбиваем свой небольшой лагерь. Уставшие с непривычки, ужинаем, делаем вечерний моцион и отрубаемся.

День второй

По утру знакомимся с нашими соседями - два мужика-натуралиста, в смысле природу они любят, один фотографирует, а другой ее рисует. Опять поднимаемся вверх, уже несколько знакомым маршрутом, который прошли накануне. По дороге нам встречаются люди, возвращающиеся в лоно цивилизации. Мы все здороваемся: "Здравствуйте!". Это такой старый добрый туристский обычай здороваться друг с другом. Расспрашиваем как далеко нам еще идти. Они нам отвечают и советуют некую площадку под стоянку, мол хорошо защищена от ветра, а находится там-то и там-то. И как это часто бывает, самое обидное, что до плато мы вчера не дошли всего-то ничего. А вот оно и плато под горой, называемое "Долиной Сказок". На самой горе еле видны силуэты альпинистов - покорителей горных вершин.

вид на гору КруглицаПоняв, что до Круглицы нам не добраться, решаем посмотреть на нее хотя бы издали. Вид открывавшийся нам на нее с плато "Долина Сказок", был живописнейший. Для того, чтобы забраться на Круглицу, вначале нужно было спуститься с этого плато по довольно отвесной скале, затем пропетляв между камней и деревьями подняться уже на саму гору. Название которой говорило само за себя, она представляла из себя круглую каменную вершину лишенную всякой растительности. А на ней явно были видны такие ма-а-ленькие люди, которые отправились ее покорять с утра.

Памятуя о практически безлюдной дороге сюда, было очень неожиданно увидеть такое скопление здесь разно-поло-возрастного народа. Тут же находилось и "дерево желаний". В этом месте этой чести удостоилось довольно неказистое горное деревце, все ветки которого были сплошь усыпаны цветными лоскутками. Повязывая такой лоскуток нужно загадать желание, которое обязательно сбудется, гарантию дают горные духи.

Налюбовавшись местными красотами решаем спуститься с "небес на землю" и подумать о разбивке нового лагеря. Проплутав по новому незнакомому месту отыскиваем некий "райский" уголок, где вроде ветер не такой сильный. Как знать, может это то самое место которое нам рекомендовали, по крайней мере костровище там уже присутствовало. Решаем варить суп. Ангелина "кашеварит", на мне же было обеспечение мероприятия водой. Расспросив "местных" была найдена пара источников воды на незначительном расстоянии от нашего лагеря. Воду-то я нашел, а вот лагерь отыскал с большим трудом, т.к. он находился в несколько неприметном месте, которое я несколько раз пробегал мимо.
И вот в тот самый момент, когда пора было разливать в миски наваристую, просто сшибающую с ног своим запахом похлебку, вдруг раздвигаются кусты и появляются вчерашние два егеря.
- Ребята, ну мы же просили вас не заходить в реликтовый лес...
Немая пауза. Мы оправдываемся, мол никаких указателей, что именно этот лес реликтовый нет, а наличие костровища говорит, о его частой эксплуатации. Но делать нечего, обещаем после обеда сняться отсюда и найти другую стоянку. Настроение несколько подпорчено, но суп приготовленный из простых ингредиентов, да с дымком, на горной воде, да на голодный желудок возымел свое волшебной действие. Настроение улучшилось, передохнув, залив костер и собрав палатки идем искать новое лежбище.

Еще раз проплутав по уже довольно обжитой до нас местности, находим новое пристанище. Начинало темнеть, когда мы ставили две наши палатки. Собственно с установки палатки и возникли трудности - железные прутики ни в какую не хотели лезть в скальную породу. Пришлось кое-как зацепить их за мох, да чахлый дерн, который образовался на камнях. Уж не знаю, всегда ли в "Долине Сказок" такой ветер, но в ту ночь я спал плохо. Порывы ветра практически складывали палатку до земли, а мне оставалось только молиться, чтобы нас не сдуло и не пришлось метаться по ночному лесу в поисках пожитков.

День третий

гора Откликной гребеньНаутро с удивлением обнаружил, что наши колышки все на месте, у соседей тоже было все в порядке. Сегодня воскресенье, а значит нам нужно собираться в путь-дорогу домой. Навьючиваем на себя несколько опустевшие рюкзаки и идем уже знакомой обратной дорогой с горы. На каком-то участке нам попадаются детишки - мальчики и девочки. Они с нами здороваются как взрослые: "Здравствуйте!". Мы естественно отвечаем. Как потом оказалось это был детский лагерь, проживающий в тех самых советских брезентовых палатках. Они тоже шли посмотреть на Круглицу, а их отряд растянулся наверное на целый километр. "Здравствуйте!" - приветствовали нас очередные звонкие голоса. "Здравствуйте!" - вторили мы уже порядком подуставшие, но все еще соблюдавшие нормы приличия.

А вот и наш первый лагерь. Палатка мужиков все еще была на месте, а хозяева как обычно отсутствовали, занимаясь своими изыскательскими делами. Мы решаем устроить последний привал в лесу. На это раз Геля нас накормила гречневой кашей с тушёнкой. Как всегда обалденно вкусно, даже посуду мыть не пришлось - все вылизали. Немного отдыхаем, пережигая консервные банки в остатках углей, чтобы они быстрее разложились в земле. И собираемся совершить последний рывок из лона природы в асфальтовые джунгли, оставляя за собой лишь намоченный круг из золы. Все-таки остался у нас кое-какой НЗ из продуктов, который мы решили презентовать нашим новым знакомым, ведь неизвестно сколько они здесь пробудут. Аккуратно оставляем подарок в палаточной "прихожей".

Обратная дорога идет под уклон да и рюкзаки практически пусты, так что дело спорится. Места уже стали почти знакомыми. Так что через несколько часов мы оказались перед выходом из парка. Здесь же невдалеке находился местный краеведческий музей, расположенный в деревянном доме. Мы его естественно посещаем. Рассматриваем местную флору и фауну крупные представители которой нам слава богу не попадались на пути, ну там медведи и волки. Довольно много фотографий на стене, некоторые места мы естественно узнавали.

Железная дорога нас опять подвела, почему-то вместо одной прямой электрички мы добирались на двух с пересадкой. В пути вроде даже были разговоры о том, чтобы покорить Круглицу на следующий год в том-же составе, но по-моему в это никто особо не верил. Но все-же домой мы вернулись на позитивной ноте. Пусть главная цель и не была достигнута, зато мы хорошо отдохнули на природе, которая подарила нам отличную сухую осеннюю погоду.

P.S. Национальный парк Таганай мне напомнил скорее городской парк, настолько все исхожено и изгажено, что диву даешься. Измельчал народ, тяжело ему нести назад пустую пластиковую бутылку. Вот и растут в чреве леса горы мусора, которые дай бог если егеря вывезут зимой на тракторе. Люди, разве можно быть настолько свиньями. Так и напрашивается здесь старый неувядающий лозунг: "Берегите природу - мать вашу!"